Будущий первоклассник

Будущий первоклассник и его подготовка к школе.

В каком возрасте отдавать ребенка в школу лучше? Готов ли ребенок к школе? Советы родителям будущего первоклассника.

Статья 19 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет».

Считается, что к этому возрасту любой ребенок физически и морально готов к школе.  Так ли это?

В  дошкольном возрасте каждые два-три месяца существенны для развития ребенка.  Поэтому не всегда является целесообразным отправлять малыша в школу в 6,5 лет, а лучше подождать год. Даже если вы  уверены, что ребенок  к школе готов, все равно лучше показать его психологу, который с помощью тестов подтвердит или опровергнет ваше мнение. Детские психологи  оценивают детей по следующим критериям: 

1. Эмоциональная готовность будущего первоклассника (мотивация к обучению, умение сосредоточиться);

2. Социальная готовность (потребность в общении, способность обучаться). Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

3. Интеллектуальная готовность (развитие памяти ребенка, мелкая моторика); 

Родители нередко забывают о первых двух критериях, считая, что главное, чтобы ребенок был интеллектуально готов к школе, то есть умел читать и писать. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.

 Но не забывайте: развитый ребенок и готовый к школе ребенок -  не одно и, то же. Обученность -  умения и навыки, которым ребенка обучили: умение читать, писать и считать. Интеллектуальное развитие - умственный потенциал, способность к самостоятельному обучению.

 Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок не испытывал стресс от школы, а с радостью учился и развивался, то стоит подумать о группах подготовки к школе для детей от 4 лет. После такой подготовки  школьные нагрузки для вашего ребенка  не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье. Малыш поймет роли ученика и учителя, научится уважать школьные требования. Занятия в небольшой группе продуктивнее, чем индивидуальные. Педагог уделяет внимание каждому дошкольнику, дети учатся сотрудничать и слышать друг друга, что тоже является одной из составляющих готовности к школе.

 К концу обучения в группах подготовки к школе у ребенка сформируется  достаточный запас знаний об окружающем мире и обширный словарный запас. Ребенок научится не только механическому счету, у него сформируется представление о составе числа,  о сравнении чисел и величин,  ребенок поймет для чего нужно уметь считать, освоит практическое применение знаний. Будущий первоклассник сможет четко и ясно излагать свои мысли, грамотно строить предложения, овладеет правильной артикуляцией и звукопроизношением.

Наталья Губина